Если у Вас возникло желание приобрести породистого котенка, то надо решить для себя какого качества животное Вы хотите иметь. Существует следующее деление по классам:
SHOW-CLASS – это животные выдающихся породных данных, которые будут на выставках бороться за первые призовые места;
BREED-CLASS – это животные племенного разведения, которые будут на выставках иметь разводную оценку “отлично”;
PET-CLASS – это животные с дефектами, недостатками и пороками.
Стоимость животных на прямую зависит от их качества. Однако мало опытному человеку сложно будет отличить SHOW-CLASS от BREED-CLASS. Поэтому при выборе котенка покупатель часто полагается на заводчика (владельца питомника), человека который продает котят. С одной стороны это правильно, так как заводчик лучше других видит, как котенок рос и развивался, но с другой стороны заводчик заинтересован продать всех котят помета и здесь покупателю в слепую приходится полагаться на порядочность заводчика.
Однако в некоторых случаях можно свести риски к минимуму, если иметь ввиду некоторые обстоятельства. Давайте для начала выясним места продажи котят. Это клубы кошек (Ассоциации, Федерации и т.п.), питомники (открываются при клубах), выставки-продажи котят, "Птичий рынок", улицы города.
Приобретение породистого котенка на Птичке или на улице крайне не серьезно, поэтому данные варианты не будем рассматривать. Что касается выставок, то там можно встретить достойные экземпляры, но риск инфекции, а затем и гибели котят очень высок. На выставки приходит кто угодно, там могут также оказаться народ с Птички и с улицы, организаторы как правило не отвечают за качество продаваемых животных и естественно никому не отказывают в участии. Посетителю такой выставки только остается догадываться по какой причине многочисленные котята до сих пор не востребованы у заводчиков?! Проходя по рядам внимательно смотрите на возраст животного. Имейте ввиду, что многие клубы выпускают пометы котят в возрасте 1,5 месяцев и заводчики сразу бегут с ними на распродажу (пока котята маленькие). В этом возрасте у котят НЕТ прививок (в лучшем случае им сделают сыворотку, но это не спасет котенка от инфекций, которые он может подхватить в месте большого скопления животных), НЕТ также достаточного иммунитета, так как котенка в раннем возрасте отрывают от материнского молока. Исходя их того, что здоровье котенка закладывается с рождения, то приобретая 1,5 месячного котенка да еще с выставки покупатель ОЧЕНЬ рискует принести домой большую головную боль. Итак, вывод – возможно доступные цены на выставках не оправдывают высокой степени риска гибели молодняка.
При обращении в клубы покупателю полезно будет поинтересоваться статусом организации, общественная она или коммерческая. Дело в том, что в общественных организациях фелинология (разведение кошек) не является работой, это хобби. Многие заводчики там существуют сами по себе, что сами родят в питомнике, то сами и отактируют и продадут. Этих котят никто в клубе может и в глаза не видеть, такой клуб занимается только регистрацией и выдачей документов. Есть еще одна разновидность общественных клубов, они актируют пометы, но часто силами посторонних людей активистов, которые не состоят с организацией ни в каких официальных отношениях, следовательно они не могут нести ответственность по итогом своей деятельности. В любом случае покупатель не увидит на метриках общественных организаций гарантийных обязательств со стороны клуба или заводчика в силу их своеобразной деятельности.
В профессиональных клубах кошек покупателю предоставляют все гарантии, так как там работают на постоянной основе специалисты фелинологии кураторы пород, которые следят за племенной работой всех питомников и за деятельностью заводчиков. При обязательном актировании котят в организации фелинологами, покупатель имеет возможность получать информацию не от заинтересованного лица – заводчика, а от фелинолога, который несет ответственность за деятельность данного питомника.
Если покупатель обращается в питомник кошек, например по объявлению, то ему следует знать, что питомники открываются в организациях как в отечественных так и в зарубежных. Если питомник открыт в организации, которая имеет регистрацию в гос.реестре РФ, значит покупатель всегда может выяснить все вопросы, включая недоразумения или конфликтные ситуации с данной организацией, где был открыт питомник. Но если покупатель столкнулся с зарубежным питомником на территории РФ (WCF, CFA, CFF, TICA, FIFE, ACFA и т.п.), которые не имеют здесь официальных Представительств и сами питомники не регистрируются в Минфсте, то в данной ситуации и жаловаться будет некуда. Например, если заводчик взяв с покупателя очень приличную сумму не выдаст сопроводительных документов на животное или пошлет покупателя далеко и на долго при наличии дефектов у котенка, которого он сам и актировал. Случаев таких по жизни сколько угодно! Однако справедливости ради надо сказать, что и среди зарубежных заводчиков разумеется есть порядочные и добросовестные люди, которые имеют отличное поголовье животных и работают безупречно многие годы, но их увы слишком мало. Оговорюсь сразу, речь не идет о руководителях общественных клубов, которые открыли питомники в зарубежных организациях, а почему-то животных собственного разведения предпочитают предлагать народу, но не оставлять их в своих питомниках. Это тоже информация для размышления! Поэтому при приобретении котят в зарубежном питомнике покупателю надо быть крайне внимательным, так как гарантий там не дают по причине самостоятельного ведения деятельности. Этих котят никто в зарубежных организациях также в глаза не видел, их выращивают здесь в РФ, а после реализации к ним приложат документы зарубежной организации, где покупателю самостоятельно еще надо будет получать родословную. Документы часто приходится ожидать месяцами, их теряют, путают данные и т.п.
Вот так выглядит отечественный зоорынок без прикрас! Покупателю всегда надо знать чего он хочет приобрести и какими средствами располагает. Возможно, также уместно вспомнить старую английскую пословицу – скупой платит дважды! Не экономьте на качестве животного, если решили заняться племенной работой. Обращайтесь к фелинологам организации и требуйте от них всесторонней информации о деятельности того питомника, где намерены приобрести животное (закажите на DVD-диске из архива организации материалы с выставок с участием предков и представителей данной династии, слайд-шоу, фотографии и т.п.). Если организация серьезно ведет племенную работу, то Вам всё предоставят, а если кроме слов и обещаний покупатель ничего не получит, то делайте правильные выводы о деятельности организации и ее питомников.