Ветеринары убивают наших любимцев
Питерские врачи нередко практикуются на животных, считая, что за неудачи их нельзя наказать
Васька заболел
Любимого кота Лариса Игнатьева потеряла в собственный день рождения. Самолюбивый, хитрый и беспородный, но такой родной Васька прожил у нее целых 15 лет и заслуженно считался полноценным членом семьи. Он встречал всех после работы, с мурлыканьем по поводу и без путался под ногами и безмятежно засыпал на хозяйской кровати. Не удивительно, что, когда обычно жизнерадостный Васька вдруг захворал, перепуганная насмерть Лариса решила немедленно отнести его в ветлечебницу.
Смертельные уколы
— Он раньше серьезно не хворал, и мы никогда не были в ветеринарках, поэтому просто отправились в ближайшую платную клинику. Если бы я знала, что все так закончится, никогда бы этого не сделала! — плачет сейчас женщина.
В клинике Ваське поставили серьезный диагноз — почечная недостаточность. И прописали капельницу.
— Нас принимала девушка, которую я сначала приняла за практикантку, — рассказывает Лариса Игнатьева. — Во всяком случае, в ответ на просьбу одной из посетительниц определить пол ее морской свинки, она сказала, что не умеет. Позже оказалось, что она — заведующая и хозяйка клиники…
После капельницы Ваське стало еще хуже. Из проколотой шприцом лапы безостановочно шла кровь. В клинике Лариса с дочерью провели тогда весь день, отменив все праздничные мероприятия и прием гостей.
— Едва мы возвращались домой, как коту вновь становилось плохо. И мы опять бежали с ним на руках в ветеринарку, — вздыхает осиротевшая хозяйка. — Врач вкалывала и вкалывала в него новые порции каких-то лекарств, несмотря на ужасно распухшую лапу, пока исколотый вдоль и поперек Васька вдруг не обмяк на кушетке. Вроде заснул…
Все очень просто?
Кот умер ночью в страшных мучениях. Истошно прокричав, словно кого-то проклиная, несколько последних часов жизни. Лариса на свой страх и риск похоронила его на Богословском кладбище, рядом с могилами родственников.
А на следующий день, заплаканная, отправилась в ветклинику. Пока ждала приема, поделилась горем с другими местными работницами.
— Опять гепарин вколола! — всплеснула руками пожилая дама. — Это лекарство разжижает кровь. Очень сильное средство. Его для животных по максимуму разбавлять надо. А рыжим котам так он и вовсе запрещен!
«Мы же учимся!»
Оказалось, что смерть Васьки — далеко не первая в этой клинике.
Не успела Игнатьева рассказать о своей трагедии соседям по очереди, как страшные истории посыпались на нее одна за другой. У кого-то любимца после уколов парализовало, у другого кошка погибла от чрезмерного «усердия» ветеринара… Но тут пришло время идти в кабинет к врачу, которая убила Ваську.
— Чего вы хотите? Денег? Я заплачу, — самоуверенным тоном сразу же заявила при виде зареванной Ларисы заведующая. — Только не смешите меня своими угрозами! Люди вон в больницах умирают пачками, а вы тут о каком-то коте горюете. Мы учимся на практике. И нет никакой статьи, запрещающей нам это делать!
ЗВОНОК ВРАЧУ
Мы дозвонились до ветеринара, которая лечила несчастного Ваську. Из этических соображений мы не называем ее имя.
— Погибший кот был старый, к тому же с нефрозом. У него почки почти не работали, — печально прокомментировала случившееся ветеринар. — Мы делали биохимический анализ. С такими показателями животные редко выживают. А гепарина ввели cовсем немного. Просто у рыжих котов свертываемость крови часто нарушена. Вот и началось кровотечение. За 10 лет практики это первый погибший у меня кот.
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАКОНА
Комментарий дежурного адвоката Санкт-Петербургской адвокатской коллегии Нарышкиных:
— Подобные дела встречаются крайне редко. То, что именно врач виноват в гибели животного, очень трудно доказать. В уголовном кодексе есть статья номер 245 «Жестокое обращение с животными». Но привлечь по ней врача ветеринарной клиники почти невозможно. Статья четко предусматривает увечье или смерть животного «из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних, или совершенное группой лиц». Максимальное наказание — два года, минимальное — штраф до 80 тысяч рублей.
Также можно попытаться отстоять свои права по статье номер 167 «Умышленное уничтожение или повреждение имущества». По ней деяния, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
КОМПЕТЕНТНО
Главный специалист Управления ветеринарии Санкт-Петербурга Валерия Яшина:
— Сейчас, чтобы открыть ветеринарный кабинет или клинику, лицензии не требуется. Единственные условия — врач должен иметь соответствующее образование и строго соблюдать закон о ветеринарии. Их работу никто не контролирует. Мы проводим проверки раз в два года — чаще не позволяет закон о защите прав физических и юридических лиц.
Вообще к нам редко поступают жалобы на частные ветеринарные клиники и кабинеты. Но по каждой из них мы обязательно проводим внеплановую проверку. А вот рассудить, кто прав, а кто виноват, может только суд.
Если в клинике с животным что-то случается, она должна нести ответственность перед его владельцем. Однако следует помнить, что в смерти животного могут быть виноваты и сами хозяева. Многие затягивают с обращением к ветеринару и приходят слишком поздно, когда помочь питомцу уже нельзя.
СТРАНА СОВЕТОВ
Что делать, если ветеринар убил ваше животное
1. Провести патологоанатомическую экспертизу. Она покажет, действительно ли в смерти животного виноваты действия ветеринара. Стоимость экспертизы (а это около 1500-2000 рублей) вы сможете вернуть потом по суду в случае выигрыша дела. Если было загублено дорогое, породистое животное, можно будет вернуть его стоимость (увы, но к братьям меньшим мы относимся пока, как к имуществу).
2. Написать претензию на имя руководителя ветеринарной клиники (если она частная) или в дирекцию ветеринарной службы (если муниципальная), подробно описав ситуацию (с именем ветеринара, точными датами обращения, диагнозом и печальным результатом). В доказательство хорошо бы приложить результаты экспертизы.
3. Попутно можно обратиться в Роспотребнадзор. И пожаловаться в городское управление ветеринарии. Эти инстанции проверят, насколько законно работает лечебное заведение.
4. Если руководство клиники согласно с вынесенной претензией, о выплате материального или морального ущерба можно договориться устно.
5. Если претензия остается без внимания, нужно идти в суд и добиваться справедливости по закону. Можно отсудить деньги. Но любимца это, увы, не вернет.
ЯЗЫКОМ ЦИФР
124 государственные и частные организации оказывают в Петербурге ветеринарную помощь. В городе работают 33 ветеринарные станции и инспекции.
Питомник персидских и экзотических кошек "САН-Эжени"